Сб, 23 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

Все маркетологи лжецы?

И. Неверов | 05.03.2019 07:13:29
Вы думаете, что живете в России? Тогда мы идем к вам. Мы, то есть маркетологи, рекламщики, пиарщики. Идем и несем для вас не стиральный порошок «Тайд», а благую весть о великом географическом открытии: на картах теперь вместо России другое государство. Называется Мираторг.

Слоган, что довольно долго венчал клип с героями, уплетающими пельмени, так и звучал: «Это Наша Страна. Мираторг». Все слова — с заглавных букв. Из особой, видимо, любви к обретенной, наконец, настоящей родине. Принимайте подданство Мираторга и вы, господа! Там вкусно кормят мясом.

Создатели ролика, наверное, собой гордятся. Еще бы, какая находка, до чего свежо! Я бы, однако, их разочаровал. Уж сколько раз встречались мне на липецких бутиках сияющие вывески типа «Мир дверей» или «Империя сумок». А где-то, возможно, есть и «Королевство штанов», «Царство трусов», «Республика унитазов». Как видите, ничуть не хуже Страны Мираторг. Ничто не ново под луной.
Журналист с воображением и чувством юмора на сей счет уже порезвился: представьте, что значит оказаться в мире дверей. Толкнешь одну, а за ней не столовая, не спальня, не кухня. За ней — вторая дверь. За второй — третья, за третьей — четвертая. Такому сюрреалистическому кошмару позавидовал бы и Сальвадор Дали.

Но Страна Мираторг, пожалуй, покруче. Сосиски, бифштексы, пельмени везде и всюду. А главное — жующие челюсти. Челюсти работают без остановки. Желудочный сок хлещет фонтаном. Процесс пищеварения перманентный. Ни одному автору фэнтези или антиутопий подобное пока в голову не приходило. Знаменитый драматург Теннеси Уильямс ненапрасно заметил: настоящие поэты отныне служат в рекламных агентствах. Не совсем, конечно, понятно, восхищался ли он пиар-поэзией или издевался над современниками, кому творчество маркетологов важнее Шекспира, Лонгфелло и Уитмена.
Не берусь судить о качестве мираторговской снеди. Может, она хороша. Но я не пробовал. Почему-то не хочется. Не собираюсь менять российское гражданство на мираторговское. Перестарались пиарщики. Я за информацию, а не за манипуляцию.

Тем более не за спекуляцию, допустим, на родной истории. А это оружие в рекламном арсенале пользуется спросом. Когда-то мне уже доводилось рассказывать о билборде некоего финансово-кредитного заведения. Его установили в канун двухсотлетия Бородинской битвы и украсили лихим кличем: «Двести лет побед!». Как будто всеми своими викториями Россия обязана именно этим финансистам.

«Все маркетологи — лжецы». Это название книжки литератора и предпринимателя Сета Година. Он входит в двадцатку самых авторитетных властителей умов нынешнего века. Мистер Годин не идеалист. Он не против рекламного вранья. Не обманешь — не заманишь, не заманишь — не продашь. Однако ему не нравится вранье примитивное, лицемерие слишком очевидное. А вот его российские коллеги не стесняются фальшивить откровенно. Чем, по-моему, жутко раздражают народ. Ну кто им поверит, что цены на ноутбуки или колбасу снижают лишь потому, что, цитирую, «людям выгодно»?

Реклама на Руси функционирует не то чтобы вовсе без правил, но по не очень хорошим правилам. Долго, преодолевая сопротивление лоббистов, избавлялись от телекартинок с запотевшими пивными бутылками. При въезде в Москву исчезли, наконец, монументальные щиты с ковбоями Мальборо и верблюдами на пачках «Кэмел». Зато и сегодня нет никаких препятствий для эксплуатации сюжетов про трогательных и смешных малышей, радостно пьющих чудо-йогурт, или симпатичных подростков в модном прикиде. Ладно трехлетние крохи. Они телик не смотрят и не закатят истерику, если им в бутылочку с соской нальют не то, что показано на экране. Со школьниками сложнее. Те чувствуют себя обделенными, комплексуют, не получив в подарок самокат, смартфон или просто шоколадку, которую, прикрывая от счастья глаза, грызут в кадре их счастливые сверстники.

Комплексуют дети. Комплексуют родители, что не могут позволить себе какие-то траты. Комплексуют бабушки и дедушки. Особенно если из телеящика раздается вкрадчивое и настойчивое воркование: сегодня вы получите то-то и то-то по пустяковой цене — всего-навсего за девять тысяч девятьсот девяносто девять рублей. Заглянет дедушка в кошелек и нахмурится: у него месячная пенсия всего на рубль больше этого телевизионного «всего-навсего».

В некоторых странах, говорят, снимать детей в рекламе запрещено. Как вам, кстати, история юного скрипача — ее повторяют на разных каналах десять раз на день? Начинающему музыканту охота попробовать того самого шоколада. Он потихоньку уносит скрипку и вместо урока музыки играет на улице. Набрав рублишек, покупает аж три вожделенные плитки и является к рассерженной наставнице. Та сменяет гнев на милость. Помирившиеся герои чаевничают. Хеппи-энд. Мотайте, ребята, на невыросший ус, как исполнять свои желания.

Тут поневоле вспомнишь не рекламный, а реальный скандал с мальчуганом, декламировавшим на улице Шекспира. Шум получился большой: как так, ребенок-побирушка! Но ушей пиарщиков он явно не достиг. И они взялись поучить подростков уму-разуму на свой манер.

Реклама рекламе рознь. Не спорю. Но нет ли, господа, перебора по части рекламы гламурной, формирующей непоколебимый стереотип: ты то, что носишь, то, что ешь, чем владеешь? Вещи определяют твой статус. Белозубые мачо садятся в кабины элегантных мастодонтов на колесах и осознают себя победителями, хозяевами жизни. Как будто в них сразу перекачали все лошадиные силы автомашин.
Может, в виртуальной Стране это и признают нормальным. Но в России считать такое нормой, право же, не стоит.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных